Неопределенность на рынке электромобилей: что ждёт покупателей?
С точки зрения государственной политики, ситуация с электромобилями остается неопределенной. С 1 января 2023 года утилизационный сбор на «зелёные» автомобили значительно увеличился, увеличившись в 20 раз. Новый размер сбора составляет 667 400 рублей и стал сопоставим с утильсбором для автомобилей с ДВС. Это обстоятельство негативно сказалось на продажах: с января по март реализация электрокаров сократилась на 50%, до 1854 машин по сравнению с последними тремя месяцами 2024 года. Однако во втором квартале поставщики смогли адаптироваться, и продажи увеличились до 2546 автомобилей. Тренд продолжился в третьем квартале: реализация электромобилей составила 3586 единиц.
Сможет ли рынок продолжать набирать обороты? Напомним, что в декабре прошлого года продажи удерживались на уровне 1200 машин в месяц. Статистика за 2023 год показывает следующие цифры: апрель — 795 электромобилей, май — 786, июнь — 965, июль — 1257, август — 1082, сентябрь — 1247. Модели 2025 года также начали выходить на рынок, однако запасы старых машин на складах остаются довольно значительными.
Ожидаемое повышение утилизационного сбора с 1 ноября может повлиять на импорт автомобилей. Большинство из 7986 зарегистрированных электромобилей имеют мощность более 80 «лошадок», что исключает возможность оформления по льготному тарифу. Тем не менее, можно предположить, что продажи электроавтомобилей останутся в диапазоне 1000-1200 единиц в месяц до конца весны 2024 года.
По результатам третьего квартала можно увидеть, что Zeekr сохраняет лидерство на рынке, продав 891 автомобиль, несмотря на снижение доли на рынке с 38% до 25%. Бестселлером стала модель 001, на которую приходится 449 машин. Завод «Москвич» также показал хорошие результаты, продартируя 430 автомобилей 3е, заняв вторую позицию.
Evolute смог реализовать 363 экземпляра своей модели i-Pro, в то время как Amberauto с моделью A5 достигли 277 штук. Avatr продемонстрировал успех с 263 проданными автомобилями, а BYD продал 258 штук. Другие производители, такие как BMW, Porsche и Tesla, показали менее впечатляющие результаты, общими объемами продаж около 142 электромобилей.
Кроме того, среди новых игроков следует отметить Geely EX5 с 97 проданных машин и Eonyx М2, который нашел покупателей среди двух юридических лиц и одного физического. Учитывая изменчивую ситуацию на рынке и сложности с предложением электромобилей, покупатели должны проявлять осторожность и следить за актуальными новостями.